Сочинения в британских и российских школах
Недавно родители детей-билингвов задали мне вопрос: чем отличается система сочинений в британских и российских школах? Это так интересно, что я решила ответить целым постом.
Что такое сочинения и изложения, многие помнят из своего школьного прошлого. Сейчас подход к этим работам несколько поменялся, а оценка их стала опираться на конкретные критерии, а не на субъективные впечатления учителя.
Мы к ним вернёмся, а пока давайте посмотрим, как учатся выражать свои мысли дети в британской системе образования (она существует не только в UK, но и по всему миру, прежде всего в англоговорящих странах, бывших колониях, но и просто в других регионах, в том числе на Ближнем Востоке и в Азии, от ОАЭ до Индонезии).
В британской системе три главных жанра письменных текстов, три кита: narrative writing, informative writing и opinion writing.
Opinion writing - самый понятный нам жанр. Это попросту рассуждение на заданную тему и аргументы к нему. Оно может включать факты и статистику, отсылки ко мнению известных людей и их высказывания. При этом тексту позволительно быть достаточно эмоциональным и личным. Обучать ему начинают уже в предшколе: например, на уровне 1 grade это может быть короткий текст на тему “Почему мой щенок милый?”
Informative writing - это что-то вроде информационного текста в публицистическом стиле. У нас стилистику проходят в средней ступени, начиная с 5 класса, такие задания есть в учебниках. В британской системе этот жанр ближе к научно-популярному школьному докладу. Допускается снабжать текст иллюстрациями, диаграммами, таблицами, графиками и т.д. Главная задача informative writing - раскрыть тему для читателя. Мне кажется, это похоже на доклады в российской школе по физике, биологии или географии.



Есть, кстати, и другие интересные виды работ: например, persuasive writing. Такие тексты пишутся с целью убедить кого-то принять твою точку зрения. Нужно приводить аргументы “за”: например, “Почему нам в классе нужно завести питомца?” Попробуйте убедить учителя! Приведите три аргумента.
Многое перекликается, но многое устроено иначе. Что касается современных требований к российским школьникам, то если брать за ориентир ОГЭ, они должны научиться:
писать сжатое изложение,
писать сочинение-рассуждение на заданную тему.
Сжатое изложение подразумевает, что вы сознательно сокращаете исходный текст. Задачи три: не потерять исходную тему и микротемы, использовать приемы сжатия, не нарушить логику.
Что касается сочинения-рассуждения, то в нем главное - система из двух аргументов. Рамки достаточно серьезные, но выполнимые.
А как вам британская система школьных сочинений, что кажется нужным? Что у нас лучше устроено?


Комментарии
Отправить комментарий