Ребёнок играет в смартфоне, а читать не хочет
Ребенок предпочитает книге планшет или телефон, а в сторону книг даже не смотрит? Он не хочет читать то, что ему задают в школе по программе, и самое большее, на что согласен – когда ему читаете перед сном вы? А вы волнуетесь, что он слишком много времени проводит за экраном и совсем не будет читать, когда вырастет? Сегодня мне позвонили много родителей, и у всех почти одна и та же проблема, за редким исключением.
Хорошая новость: она решается! Новость номер два: в первую очередь с помощью вас, родителей. Почему же не у всех получается?
Попробуем разобраться!
Я точно знаю, что читать может полюбить любой ребенок, и только потому, что чтение – это удовольствие! Это не труд, не пахота, не необходимость, а счастье, и как и в случае с настоящей игрой, нет такого ребенка, который прочувствовал бы это удовольствие и отказался от него.
Так почему же здесь столько проблем и столько родительского беспокойства? Пока расскажу только самое главное.
Дети не читают, потому что в этом вопросе есть много ДОЛЖЕН, в нем много напряжения: должен читать сам, к таким-то годам, с такой-то скоростью и конкретно вот эту книгу, желательно, которую мама в детстве любила.
Рецепт счастья очень прост: убрать напряжение из темы чтения и создать благоприятную среду. Всё!
Чем больше вы хотите, чтобы ребенок читал, тем больше он не хочет. Чем больше принуждения, особенно противопоставления с гаджетами, тем хуже будут его отношения с книгой.
А если не заставлять, то что тогда? Вот так сам и начнет?
Не совсем. Есть 4 главных шага на пути к чтению:
Первое: книга должна быть ребенку по размеру
Что это значит? Когда ребенок вырастет и вкус к чтению у него уже сформируется, он сможет читать все, что угодно. Нужные, но не очень увлекательные книги, учебную литературу, а в будущем и книги по профессии, которые могут быть содержательными, но не захватывающими. Первые же книги должны у ребенка отзываться: «Да, это про меня! Это мне интересно! Я это люблю и знаю!»
Это значит, что первые любимые книги у каждого будут свои. В зависимости от возраста, темперамента, характера, интересов. Это нормально, когда младшие школьники не дочитывают книгу до конца, откладывают, берут другую. Вскоре станет понятно, что им нравится больше: веселые рассказы, фэнтези или детские детективные истории. Чтобы ребенок нашел свои книги, его нужно поддержать. Посмотреть списки рекомендованного на его конкретный возраст, а еще — создать выбор. Благо сейчас он огромный! Поэтому переходим к пункту 2.
Второе: читающая среда
Книг должно быть достаточно, их должно быть много: это среда. Важно сделать их доступными ребенку, но не просить их читать и не ставить этот пункт в распорядок дня. По крайней мере, если уже имеет место стойкая нелюбовь к чтению. Так вы делу не поможете, скорее всего, даже наоборот.
Однако книги сегодня – дорогое удовольствие, и обновить книжный стеллаж может стоить тысячи рублей. Если бюджет ограничен, можно пойти в хорошую детскую библиотеку. Просто сходите туда на какой-нибудь мастер-класс, и возможно, с полок домой к вам придут одна-две книги, которые подмигнут ребенку. Проявите терпение к его выбору, здесь не может быть «Книга слишком детская», «Книга слишком сложная», «В ней же одни картинки». Это его выбор. Относится к таким книгам он будет совсем иначе!
Читаете ли вы сами? Видит ли вас ребенок с книгой? Если ответ нет, то и ждать от него рвения не стоит. Нет времени на свои книги, читайте вместе перед сном. Это вообще самый надежный мост в любовь к чтению. Только строится он не один день.
Третье: чтение — медленное занятие
Если день ребенка расписан как у депутата, то когда он будет читать? Когда приходит после пятой секции и падает, не чувствуя себя? Именно поэтому дети часто расчитываются в отпуске, в деревне у бабушки, после переезда, когда еще не завели новых друзей. У них появляется время! Обратите на это внимание.
Мой собственный ребенок берет в руки книгу тогда, когда я говорю: «Компьютерное время закончилось». В этот же момент он подходит к своей книжной полке над столом и начинает выбирать, что почитать. В дорогу, в самолет, в небольшую поездку берите пакет книг, а не планшет.
Четвертое: книгу нужно обсудить и прожить
И это самый главный ключ. Ребенок не может так просто прочитать книгу и забыть о ней. Скорее всего, его переполняют эмоции, которыми он хочет поделиться. С кем? С вами, родителями! В зависимости от возраста, обратную связь можно получить по-разному:
4-6 лет: предложите нарисовать рисунок после прочтения книги, главного героя, иллюстрацию к какой-то главе, обсудите, что получилось
7-9 лет: рисунки тоже работают отлично, но можно также предложить придумать другой финал, чем могла бы закончиться книга? Можно предложить придумать для нее обложку. Отлично работают готовые красивые читательские дневники. Можно также готовить по рецептам из книг!
9+ лет: детям нравится смотреть мультфильмы и фильмы, снятые по мотивам прочитанной книги. Их можно сравнить! Как правило, отличия есть, о них можно говорить. Если вы живете в большом городе, можно найти спектакль по книге.
Читательские дневники могут стать отличным инструментом для увлеченного читателя, но если ребенок книг в руках еще толком не держал, я не советую с них начинать. Иначе есть большой риск превратить процедуру ведения такого дневника в «обязаловку». Это вдохновения ребенку точно не добавит!
С читательским дневником лучше подступаться, когда к книгам установлен какой-то мостик (см. предыдущий раздел). Как отличить этот этап? Ребенок уже читает с вами или даже берет книги сам с полки, но самое главное – он готов делиться с вами впечатлениями о прочитанном. На этом этапе он может говорить примерно следующее:
«Мам, пап, а представляешь, в этой книге…!»
«Мне так понравилось, что такой-то герой…..»
«Я прямо очень разозлился, когда узнал, что Мишка потерялся в метро…»
То есть он не просто читает, а у него есть свои эмоции и переживания по поводу книг, которые его волнуют. Тогда вы можете сказать: «Как интересно! Сколько ты уже прочитал книг и сколько ещё прочитаешь! А что если нам собирать коллекцию книжек, которые ты прочитал? И рисовать к ним рисунки, например? Или писать отзывы? Как тебе такая идея?»
Дождитесь того момента, когда ребёнок примет идею с дневником. Может быть, он скажет: «Не хочу!» Тогда к ней можно вернуться через несколько недель. Также может помочь, если вы покажете ребёнку примеры, как может выглядеть такой дневник.
Самый простой вариант для читательского дневника – обычная толстая тетрадь или блокнот, в которую ребенок может сам записывать название прочитанной книги и ее автора.
Далее может идти текст в свободной форме: что понравилось и запомнилось, рисунки по сюжету и так далее. Вы можете купить красивые наклейки и сложить их вместе с тетрадью в коробку: наклейки можно подбирать по темам книги, ребенку обязательно понравится эта игра.

Комментарии
Отправить комментарий